Томская Областная Региональная Организация Общероссийской Общественной Организации "Всероссийское общество инвалидов"

Жилье для инвалидов


Порядок обеспечения жильем

Необходимо отметить, что вопросы обеспечения инвалидов жильем являются исключительной компетенцией органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Жилье гражданам Российской Федерации, предоставляется в законодательно определенном порядке.

Порядок обеспечения инвалидов жильем, можно разделить на тех, кто встал на жилищный учет до первого января 2005 года и тех, кто встал на учет после первого января 2005 года.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей, Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья восемнадцать квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после первого января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Граждане, в том числе и инвалиды, имеют право на улучшение жилищных условий при наличии следующих обстоятельств.

Обращаем Ваше внимание на то, что Жилищный кодекс РФ не связывает напрямую предоставление гражданам жилых помещений только с наличием инвалидности, оперируя понятием «малоимущие». Так, в соответствии со статьей 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Таким образом, в соответствии с данной статьей, именно малоимущим и предоставляются в настоящее время жилые помещения.

Методика расчета признания гражданина малоимущим, утверждается региональными органами государственной власти на основе федеральной методики расчета.

Таким образом, для постановки на учет семью или одиноко проживающего гражданина должны признать не только нуждающимися в улучшении жилищных условий, но и малоимущими.

Порядок признания гражданина или его семьи малоимущими с целью постановки на жилищный учет

Для этих целей, Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 года № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости, принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, то есть определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Более подробную информацию по данному вопросу, Вы можете получить в органах местного самоуправления субъекта Российской Федерации по месту проживания.

Основания признания гражданина или его семьи, нуждающимися в жилом помещении

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» В данный перечень входят следующие заболевания (туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, заболевания, осложненные гангреной конечности, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого, тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым, кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции, урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции).

Перечень документов, необходимый для рассмотрения вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма

В Перечень документов, необходимый для рассмотрения вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, входят следующие документы:

  • заявление;
  • акт проверки жилищных условий заявителя;
  • копия финансового лицевого счета на жилье;
  • выписка из домовой книги (в случае раздельного проживания супругов, выписка из домовой книги и копия лицевого счета представляется с каждого адреса);
  • копия договора купли-продажи, дарения и др. вида перехода в собственность жилого помещения (при наличии);
  • выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние пять лет (справка из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • паспорта взрослых членов семьи (их копии);
  • свидетельство о заключении брака, либо о расторжении брака (их копии);
  • свидетельства о рождении детей до четырнадцатилетнего возраста (их копии);
  • документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам, и нормам (при необходимости).

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр государственных услуг «Мои документы» в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Заявление на получение государственной услуги «Принятие граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», можно также подать онлайн через портал государственных услуг по ссылке - https://www.gosuslugi.ru/. Для этого в поисковой строке, необходимо ввести название государственной услуги «Принятие граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Право на дополнительную жилую площадь

Право на дополнительную жилую площадь имеют инвалиды, страдающие определенными тяжелыми заболеваниями. Перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 года). В данный перечень входят следующие заболевания (туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта), пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания, множественные поражения кожи с обильным отделяемым, псориаз артропатический, требующий применения инвалидных кресел-колясок, лепра, ВИЧ-инфекция у детей, отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок, органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов, состояния после трансплантации внутренних органов и костного мозга, тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени).

Необходимо обратить внимание, что право на дополнительную жилую площадь реализуется при непосредственном предоставлении инвалиду (семье, имеющей ребенка-инвалида) жилого помещения, а не при решении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением отражено в пункте 2 статьи 57 ЖК РФ. В соответствии с данным пунктом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются следующим категориям граждан:

  • гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В заключении необходимо отметить, что претендовать на получение жилья от государства, могут только те граждане Российской Федерации, которые были приняты органом местного самоуправления по месту жительства на жилищный учет в установленном законом порядке.

Порядок признания жилья непригодным для инвалида

С заявлением по вопросу признания жилого помещения, где проживает инвалид, непригодным для проживания, необходимо обращаться в администрацию города или муниципального образования. На основании заявления гражданина, будет сформирована Межведомственная комиссия (МВК), которая наделена полномочиями по принятию решений о непригодности для проживания инвалида жилого помещения.

Порядок признания жилого помещения, в котором проживает инвалид, непригодным для проживания инвалида закреплен в правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Данные правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений, в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.

Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов и включает в себя:

  • рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);
  • рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом;
  • проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;
  • проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;
  • оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от принадлежности жилищного фонда осуществляется федеральной межведомственной комиссией, региональной межведомственной комиссией и муниципальными комиссиями.

В состав федеральной комиссии включаются представители уполномоченного федерального органа, органов государственного жилищного надзора и общественных объединений инвалидов. В состав региональной комиссии включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства и общественных объединений инвалидов. В состав муниципальной комиссии включаются представители органов муниципального жилищного контроля, органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства и общественных объединений инвалидов.

Порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом. К участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование.

Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к решению комиссии.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида содержащий:

  • описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования;
  • перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);
  • описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования;
  • выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
  • выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
  • перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Форма акта обследования утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Перечень мероприятий может включать в себя минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил, оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил, максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:

  • об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
  • об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «а» пункта 17 настоящих Правил.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании акта обследования и решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «б» пункта 17 настоящих Правил.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Обращаем Ваше внимание на то, что помимо вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации, жилье признается непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 904/пр. и введен в действие с 1 июля 2021 года.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации № 188-ФЗ, на органы государственной власти и органы местного самоуправления прямо возлагается обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах и, соответственно, должна осуществляться за их счет.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации № 188-ФЗ, приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

В свою очередь, управляющая организация обязана проверять состояние конструкций и иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, и при необходимости выполнять работы по их восстановлению (п. 29 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290).

Необходимо отметить, что пандусами оборудуются не все дома, а процедура его установки не полностью регламентируется действующим законодательством. Установка пандуса происходит на лестничном пролете в подъезде многоквартирного дома.

В нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» указано, что установка пандуса - это безусловная и необходимая мера социальной защиты, которая гарантируется тем, кто в ней нуждается. Общее собрание жильцов многоквартирного дома проводится только в том случае, если установка пандуса происходит за счет средств жильцов многоквартирного дома. Если пандус устанавливается за счет бюджетных или собственных средств инвалида, то согласие жильцов на его установку не требуется.

С заявлением об установке в подъезде многоквартирного дома пандуса, необходимо обращаться в администрацию города или муниципального образования, управляющую компанию, осуществляющую управление многоквартирным домом. В заявлении необходимо указать обстоятельства, свидетельствующие о необходимости установки пандуса, а также приложить к заявлению копию справки об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), которые подтверждают факт передвижения на инвалидной коляске.

Пункт 3 статья 26 Федерального закона N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В случае если вам будет отказано в установке пандуса, необходимо обращаться с жалобой в прокуратуру, государственную жилищную инспекцию вашего региона или Министерство труда и социальной защиты. Если жалобы в вышеперечисленные инстанции не принесут результата, то следует обратиться в суд с исковым заявлением к управляющей компании, администрации города или муниципального образования, в котором указать требование осуществить монтаж пандуса.

Обращаем ваше внимание на то, что в установке пандуса могут отказать на основании отсутствия технической возможности в его установке, например из-за слишком узкой лестницы. Однако в таком случае это обстоятельство должно быть отражено в акте комиссионного обследования жилого помещения, где проживает инвалид.

Необходимо также обратить внимание на то, что отсутствие технической возможности возведения пандуса не исключает вариант установки другого подъемного устройства для беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках в жилое помещение. Следовательно, и при отказе в установке пандуса по техническим причинам, у вас имеются основания для защиты своих прав и обращения в суд.

Обеспечение инвалидов земельным участком

С 1 марта 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка, отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 года №  171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, закреплено в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. Необходимо также отметить, что вышеприведенная норма закона является рамочной, поскольку конкретный порядок предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков определяется законами субъектов Российской Федерации, поэтому рекомендуем вам перед обращением в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, обязательно изучить региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков гражданам в вашем регионе. В качестве примера можно привести Закон Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» или Закон Ивановской области от 2 марта 2015 года № 17-ОЗ «Об установлении перечня муниципальных образований в Ивановской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также специальностей, работа по которым дает гражданам право на получение таких земельных участков».

В соответствии со статьей 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Подать заявление на получение земельного участка может, как сам инвалид, так и его представитель (по нотариальной доверенности). К заявлению прилагаются также следующие документы (документ, удостоверяющий личность заявителя либо представителя заявителя, СНИЛС, ИНН, выписка из Управления Росреестра об отсутствии земли в собственности. Если на земельный участок претендует ребенок-инвалид, то потребуется его свидетельство о рождении, справка о составе семьи, документы об усыновлении (при наличии). Точный перечень документов, необходимо уточнять в администрации вашего города или муниципального образования.

Земельные участки гражданам предоставляются для целей индивидуального жилищного строительства (в этом случае гражданин должен состоять на жилищном учете и быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий), ведения подсобного и дачного хозяйства, ведения садоводства и огородничества. Законодательство не запрещает вам указывать в заявлении различные цели предоставления земельного участка.

Обращаем Ваше внимание на то, что предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, обращаем внимание жителей столицы на то, что в городе Москве в соответствии со статьей 83 ЗК РФ, статьей 1 Закона города Москвы от 19.12.2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве», все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. В связи с этим, на территории города Москвы земельные участки гражданам не предоставляются.

За более подробной информацией по вопросу предоставления инвалидам земельных участков, необходимо обращаться в администрацию вашего города или муниципального образования.


Томская Областная Региональная Организация Общероссийской Общественной Организации "Всероссийское общество инвалидов" (ТРО ОО ВОИ)

Всероссийское Общество Инвалидов

Связаться с нами
Авторизация
*
*

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.
Регистрация
*
*
*
*

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.
Генерация пароля

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.