Создание доступной среды является важным направлением государственной политики по обеспечению равных возможностей для всех граждан, включая инвалидов и маломобильные группы населения. Создание такой среды регламентировано Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и государственной программой «Доступная среда».
Пробуждение доступности: открыто для всех!
Услуги нашей организации направлены на повышение уровня доступности учреждений и создание комфортных условий для маломобильных граждан. Мы предоставляем:
Наши принципы базируются на концепции универсального дизайна, которая способствует созданию комфортной среды для всех, независимо от физических возможностей и ограничений. Мы уверены, что практически каждый человек может столкнуться с временной или постоянной маломобильностью, поэтому создание доступной среды – это инвестиция в общественное благополучие.
Создание равных условий доступа к услугам и объектам – наша общая задача.
Вместе мы делаем мир доступным и удобным для каждого!
Наш подход к работе:
Мы стремимся убрать барьеры, используя принципы универсального дизайна, и сделать окружающий мир удобным и безопасным для каждого человека. Вместе мы создаём инклюзивное общество без ограничений.
Анализ действующей нормативной документации определяет основные требования к обеспечению доступности, безопасности, информативности и комфортности объектов образования для инвалидов и маломобильных граждан. Одним из ключевых документов является Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, который устанавливает порядок обеспечения доступности объектов и предоставляемых образовательных услуг. В соответствии с этим приказом проводится обследование инфраструктуры, по результатам которого составляется паспорт доступности. Этот документ включает разделы, содержащие оценки уровня доступности как самого объекта, так и оказываемых на нем образовательных услуг.
Важным аспектом обеспечения доступной среды является оценка соответствия, определенная Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Этот процесс представляет собой прямое или косвенное определение выполнения установленных требований к объектам, их эксплуатации и предоставляемым услугам. Подтверждение соответствия осуществляется в виде документального удостоверения, подтверждающего соответствие техническим регламентам, стандартам, сводам правил или условиям договоров.
Кроме того, в Гражданском кодексе РФ (статья 1065) указано, что в случае выявления потенциальной опасности для граждан, создаваемой объектами или их эксплуатацией, может быть подан иск о запрете деятельности, представляющей угрозу. При этом учитываются особенности различных нозологических групп инвалидности, а также требования законодательства, регулирующего защиту прав граждан и организаций.
Таким образом, паспорт доступности объектов образования формируется на основе результатов оценки их соответствия установленным требованиям. Это обеспечивает полноту и достоверность данных о доступности образовательных учреждений, а также позволяет реализовать необходимые мероприятия по их адаптации для инвалидов и маломобильных групп населения.
Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан является важной частью государственной политики в сфере социальной защиты. Основные требования к условиям доступности, безопасности, информативности и комфортности регулируются нормативными актами, определяющими порядок организации доступной среды.
Согласно Приказу Министерства труда Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н, при обследовании объектов социальной инфраструктуры составляется паспорт доступности, который включает две ключевые оценки: уровня доступности объекта и уровня доступности оказываемых услуг. В рамках этой оценки анализируются физические характеристики зданий (наличие пандусов, лифтов, тактильных указателей, специальных парковочных мест), а также доступность услуг (адаптированные форматы информации, сопровождение, возможность дистанционного взаимодействия).
Важную роль играет оценка соответствия, установленная Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Этот процесс предполагает проверку объектов социальной инфраструктуры на соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил. Документальное подтверждение соответствия помогает обеспечить контроль за качеством адаптации объектов к нуждам маломобильных граждан.
Дополнительно, Гражданский кодекс РФ (статья 1065) предусматривает возможность предъявления исков в случае создания потенциальной опасности для граждан. Это положение особенно важно при организации доступной среды, так как оно регулирует ответственность за несоответствие объектов социальной инфраструктуры установленным требованиям.
Таким образом, паспортизация и регулярный контроль за уровнем доступности социальной инфраструктуры позволяют не только выявлять существующие барьеры, но и разрабатывать мероприятия по их устранению. Это способствует созданию комфортной и безопасной среды, обеспечивающей равные возможности для всех граждан, включая инвалидов и маломобильные группы населения.
Обеспечение доступности медицинских учреждений для инвалидов и маломобильных граждан является важной задачей в сфере охраны здоровья. Государственные, муниципальные и частные медицинские организации обязаны создавать условия, которые позволяют людям с ограниченными возможностями беспрепятственно получать качественную медицинскую помощь. Это включает доступность инфраструктуры, безопасность передвижения, информативность и комфортность нахождения в учреждении.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2015 № 802н, каждая медицинская организация должна пройти процедуру обследования на предмет доступности. По результатам такого обследования составляется паспорт доступности, содержащий информацию об уровне адаптации здания и предоставляемых услуг для людей с инвалидностью. Документ включает два ключевых раздела:
Система оценки соответствия регламентирована Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Она позволяет определить, насколько объекты здравоохранения отвечают установленным требованиям и стандартам. Документальное подтверждение соответствия является основой для контроля за соблюдением норм и дальнейшей адаптации учреждений.
Дополнительно, Гражданский кодекс РФ (статья 1065) закрепляет право на подачу иска в случае создания потенциальной угрозы здоровью или жизни граждан. Это положение особенно актуально для медицинских учреждений, поскольку оно регулирует ответственность за возможные риски, связанные с недоступностью услуг или инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Таким образом, создание доступной медицинской среды – это не только требование законодательства, но и важный шаг к обеспечению равного доступа всех граждан к медицинской помощи. Регулярный контроль, паспортизация объектов и внедрение современных решений позволяют минимизировать барьеры и повысить уровень комфорта и безопасности при обращении за медицинскими услугами.
Обеспечение доступности спортивных объектов для инвалидов и маломобильных граждан является неотъемлемой частью государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Это включает в себя создание условий для безбарьерного передвижения, безопасного пользования спортивной инфраструктурой, информативности и комфортного доступа к спортивным услугам.
В соответствии с Приказом Минспорта России от 24.08.2015 № 825, все объекты физической культуры и спорта должны проходить процедуру обследования и паспортизации. В результате составляется паспорт доступности, содержащий две основные оценки:
Оценка соответствия доступности спортивных объектов регулируется Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", который устанавливает требования к инфраструктуре и безопасности зданий. Проверка соответствия проводится Минспортом России и региональными органами власти на основе таких показателей, как процент адаптированных объектов, наличие специализированных тренеров, число инвалидов, занимающихся спортом.
Приказ также предусматривает дополнительные меры, направленные на создание инклюзивной среды в спорте. Это включает допуск собак-проводников, организацию сопровождения для лиц с нарушением зрения, установку тактильных указателей, использование шрифта Брайля и дублирование информации в аудиоформате. Важной частью доступности является подготовка персонала – инструкторов и тренеров, которые должны проходить специальное обучение для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, реализация норм доступности в сфере физической культуры и спорта позволяет не только устранить существующие барьеры, но и создать равные условия для всех граждан. Паспортизация объектов, контроль за их соответствием стандартам и внедрение специализированных программ способствуют повышению уровня инклюзивности, развитию адаптивного спорта и вовлечению людей с инвалидностью в активную физическую деятельность.
Обеспечение доступности административных зданий и предоставляемых услуг в сфере юстиции для инвалидов и маломобильных граждан является важной частью государственной политики. Формирование инклюзивной среды, устранение барьеров для передвижения и восприятия информации способствует равному доступу всех граждан к правосудию и юридической помощи.
В соответствии с Приказом Минюста России от 19.08.2015 № 202, подведомственные учреждения проходят комплексную оценку доступности, которая включает обследование и паспортизацию объектов. В рамках этой процедуры составляется паспорт доступности, отражающий:
Контроль за выполнением требований осуществляется Минюстом России и его территориальными органами на основании Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Важную роль играет также система мониторинга, включающая:
Для эффективного внедрения мер по улучшению условий доступности предусмотрены альтернативные механизмы оказания юридической помощи, регламентированные Приказом Минюста России от 19.08.2015 № 202. В документе отмечается, что если объект юстиции невозможно полностью адаптировать для нужд инвалидов, то учреждения должны обеспечить альтернативные способы предоставления услуг, такие как:
Эти меры способствуют созданию инклюзивной правовой среды и позволяют минимизировать барьеры при получении юридических услуг. Кроме того, большое внимание уделяется подготовке персонала и обеспечению адаптированной визуальной, звуковой и тактильной информации.
Таким образом, комплексный подход к обеспечению доступности объектов юстиции не только устраняет существующие препятствия, но и создает равные условия для всех граждан, гарантируя инклюзивность государственной правовой системы и реализацию прав инвалидов на доступ к юридическим услугам.
Обеспечение доступности объектов почтовой связи и предоставляемых услуг для инвалидов является важной частью социальной политики и направлено на создание равных условий для всех граждан. В соответствии с Приказом Минцифры России от 18.04.2022 № 370, операторы почтовой связи обязаны предпринимать меры для устранения барьеров, обеспечивая физическую и информационную доступность почтовых отделений и предоставляемых услуг.
Операторы почтовой связи должны обеспечивать:
В случаях, когда почтовые объекты не могут быть полностью адаптированы (до их реконструкции или модернизации), операторы почтовой связи обязаны:
Важной частью обеспечения доступности является проведение обследования почтовых объектов и составление паспортов доступности. Паспорт включает:
Все паспорты доступности должны быть опубликованы на официальных сайтах операторов почтовой связи, чтобы маломобильные граждане могли заранее ознакомиться с условиями обслуживания.
Согласно требованиям приказа, на официальных сайтах операторов почтовой связи должен размещаться перечень объектов, соответствующих стандартам доступности, а также список отделений, где обеспечены альтернативные способы получения услуг. Это позволяет маломобильным гражданам заранее узнать о возможностях получения почтовых услуг без лишних препятствий.
Создание безбарьерной среды в почтовых отделениях и развитие дистанционного обслуживания значительно упрощает доступ инвалидов к почтовым услугам. Реализация положений Приказа Минцифры России № 370 способствует повышению качества предоставляемых услуг, а также гарантирует, что люди с ограниченными возможностями смогут воспользоваться почтовыми сервисами наравне с другими гражданами.
Обеспечение доступности объектов и услуг в сфере промышленности и торговли является важной частью государственной политики по созданию равных условий для всех граждан. В соответствии с Приказом Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146, Министерство промышленности и торговли, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, их территориальные органы, подведомственные учреждения и организации обязаны предпринимать меры по устранению барьеров для инвалидов при получении услуг.
Органы, учреждения и организации, предоставляющие услуги в сфере деятельности Минпромторга России, должны обеспечивать:
Для реализации требований приказа проводится оценка состояния доступности объектов и формируется паспорт доступности, который включает:
Объекты, полностью соответствующие требованиям, включаются в перечни доступных объектов, публикуемые на официальных ресурсах для информирования населения.
Если объект не может быть полностью адаптирован (до реконструкции или модернизации), организации обязаны:
Реализация Приказа Минпромторга России № 4146 направлена на устранение барьеров в сфере промышленности и торговли, обеспечение равного доступа к услугам и создание инклюзивной среды. Система контроля, паспортизации и мониторинга доступности позволяет повышать уровень адаптации объектов и формировать комфортные условия для всех категорий граждан.
Обеспечение доступности зданий судов и предоставляемых услуг для инвалидов является важным направлением государственной политики по обеспечению равного доступа к правосудию. В соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.12.2015 № 406, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и органы Судебного департамента обязаны обеспечивать условия для беспрепятственного пользования зданиями и услугами судебной системы маломобильными гражданами.
Органы судебной системы должны обеспечивать:
Для реализации приказа предусмотрена паспортизация доступности судебных объектов, включающая:
Если здание суда не может быть полностью адаптировано, судебные органы обязаны:
Реализация положений Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 406 направлена на устранение барьеров в доступе к судебной системе и создание инклюзивной среды правосудия. Контроль, паспортизация и модернизация судебных объектов обеспечивают комфортные условия для всех категорий граждан, гарантируя их право на справедливое судебное разбирательство.
Создание условий доступности объектов культурного наследия является важным направлением государственной политики по созданию инклюзивной культурной среды. В соответствии с Приказом Минкультуры России от 20.11.2015 № 2834 и ГОСТ Р 58178-2018, объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр, должны быть адаптированы для посещения маломобильными гражданами с учетом их исторической и архитектурной ценности.
Собственники и пользователи объектов культурного наследия обязаны обеспечивать:
ГОСТ Р 58178-2018 также предполагает проведение оценки рисков при формировании безбарьерной среды, включая анализ барьеров на путях движения, в зонах посещения и при эвакуации в чрезвычайных ситуациях. Важно учитывать:
В случаях, когда приспособление объекта может нанести ущерб его сохранности, предусмотрены альтернативные формы ознакомления:
В соответствии с ГОСТ Р 58178-2018, для каждого объекта культурного наследия разрабатывается паспорт доступности, содержащий:
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют учет и обследование объектов, выявляя уровень их доступности. Разрабатываются "дорожные карты" с мероприятиями по адаптации историко-культурных объектов.
Реализация Приказа Минкультуры России № 2834 и ГОСТ Р 58178-2018 направлена на создание условий для равного доступа к объектам культурного наследия, сохраняя их историческую ценность. Благодаря сочетанию физических адаптаций, цифровых технологий и системы контроля, обеспечивается возможность ознакомления с памятниками истории и культуры для всех категорий граждан.
Создание условий доступности в музеях является важным элементом инклюзивной культурной среды. В соответствии с Приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2803, музеи должны быть адаптированы для посещения маломобильными гражданами, обеспечивая физическую, информационную и процессуальную доступность экспозиций и услуг.
Музеи обязаны обеспечивать:
Если здание не может быть полностью адаптировано, музеи обязаны:
Для оценки состояния доступности музеев проводится паспортизация, включающая:
Органы власти разрабатывают "дорожные карты" по повышению доступности музеев, а также контролируют выполнение требований.
Реализация Приказа Минкультуры России № 2803 способствует развитию доступной культурной среды, обеспечивая возможность прикосновения к истории и искусству для всех граждан. Комплексная адаптация музейных пространств и использование современных технологий позволяют создать инклюзивное пространство, доступное каждому.
Создание условий доступности культурных ценностей и благ является важным аспектом инклюзивной культурной политики. В соответствии с Приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, организации культуры обязаны обеспечивать равный доступ инвалидов к объектам культуры, театрам, концертным залам, кинотеатрам, циркам и культурно-досуговым учреждениям.
Организации культуры обязаны обеспечивать:
Если здание не может быть полностью адаптировано, организации культуры должны:
Для оценки уровня доступности проводится паспортизация объектов культуры, включающая:
Органы власти разрабатывают "дорожные карты" для повышения уровня доступности учреждений культуры и контроля за выполнением требований приказа.
Реализация Приказа Минкультуры России № 2800 направлена на устранение барьеров в сфере культуры и создание инклюзивной среды, в которой каждый гражданин, вне зависимости от состояния здоровья, может участвовать в культурной жизни. Совмещение технологий и адаптированных решений позволяет сделать искусство и культурное наследие доступными для всех.
Создание условий доступности библиотек и библиотечного обслуживания является важной частью инклюзивной культурной среды. В соответствии с Приказом Минкультуры России от 10.11.2015 № 2761, библиотеки обязаны адаптировать свои помещения, услуги и информационные ресурсы для обеспечения равного доступа инвалидов к знаниям и культурным ценностям.
Библиотечные учреждения должны обеспечивать:
Если библиотечное здание не может быть полностью адаптировано, библиотеки должны:
Для оценки уровня доступности библиотек проводится паспортизация, включающая:
Органы власти разрабатывают "дорожные карты" для повышения уровня доступности библиотек и контроля за реализацией установленных требований.
Реализация Приказа Минкультуры России № 2761 направлена на устранение барьеров в библиотечном обслуживании и создание равных возможностей для всех граждан. Комплексная адаптация библиотек, развитие цифровых технологий и внедрение мобильных сервисов обеспечивают инклюзивный доступ к знаниям и информации для инвалидов и маломобильных граждан.
Статья 1065 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность подачи иска о запрете деятельности, если имеется опасность причинения вреда в будущем.
Это положение особенно важно при обеспечении доступной среды, так как позволяет предотвратить ситуации, в которых объекты инфраструктуры или их эксплуатация создают угрозу для маломобильных граждан и инвалидов.
Суд может обязать ответчика не только возместить причиненный ущерб, но и приостановить или прекратить деятельность, угрожающую безопасности людей. При этом учитываются общественные интересы и специфика различных категорий маломобильных граждан, что обеспечивает комплексный подход к защите их прав и законных интересов.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 №181-ФЗ
| Открыть |
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ
| Открыть |
СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
| Открыть |
Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" от 29.03.2019 N 363
| Открыть |
Постановление "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" от 9 июля 2016 года N 649
| Открыть |
Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики"
| Открыть |
Методические рекомендации
Безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями | Открыть |
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" от 01.12.2014 N 419-ФЗ
| Открыть |
Коммерческое предложение ВОИ ТО
| Открыть |